Добрый день! Те, кто смотрел хотя бы одну мою работу, знают, что не последнее значение в оценке субтитров имеет их оформление. На днях состоялась весьма показательная, я бы даже сказал злободневная, дискуссия на тему тайпсета и его необходимости. Опуская подробности, главный вопрос дискуссии сводился к тому: нужен ли тайпсет вообще? Этот вопрос не имеет однозначного ответа, но давайте попытаемся разобраться поподробнее…

По моему убеждению большая часть вопросов, с которыми мы сталкиваемся в нашей жизни не имеют и не могут иметь прямого и радикального ответа. Эта неопределённость позволяет нам открывать новые грани бытия, она и порождает саму возможность развития. По моему убеждению тайпсет в сабе — жизненно необходим. Во всяком случае в сабе ориентированном на зрителя, а не на коллегу фандабера. Субтитры — это уже готовый продукт. Слово должно быть прекрасно во всех смыслах. Тот факт, что внимание оформлению уделяется немного, а иногда вообще не уделяется, привёл к непопулярности в широкой среде этой формы перевода. От переводчика уже ждут, что он как минимум засядет за микрофон и начнёт читать свой саб гнусавым голосом. Многие так и поступают, я же не вижу в этом рационального зерна. Часто в ходе спора на эту тему приводят доводы о высоких требованиях к "железу" у зрителя, при добавлении более менее сложных эффектов или караоке. На это я могу ответить очень просто: в настоящее время хардсаб почти умер. Не все знают и помнят, что такое субтитры для хардсаба. Это 10 мегабайтов текста. Субтитры для софта размером 100 килобайт или около того. Если фансабер не делает или специально не хочет делать оформление (движущиеся, анимированные надписи, где возможно накрывает оригинальные надписи, караоке, стили с нестандартными шрифтами) — он всего лишь не делает часть своей работы. Если он не делает её, то значит перекладывает на зрителя :3.

 

Такое отношние к оформлению является для меня неприемлемым. Я вижу единственный способ исправить ситуацию, рассказав, что такое тайпсет для софтсаба, как он создаётся и как тестируется. Зачем нужно караоке? Почему романдзи а не киридзи? Всё это и многое другое я расскажу на реальных примерах из своей обширной (всё-таки сейчас три сериала одновременно делаю) практики.

Для начала давайте определимся с тем, в чём состоит работа оформителя? Ну, это легко. Оформитель — участник команды, отвечающий за техническую составляющую саба. Он заменяет базовые стили на оригинальные, выбирает стили для основного текста и надписей, оформляет надписи (делает их как бы слитыми с видео воедино), особенно продвинутый оформитель делает караоке (обычно тупо слизывает кара тайминг с ансаберов).

Профессионал помимо этого умеет писать шаблоны (темплейты) для автоматизации, быстро делать тайминг и микротайминг, мгновенно определять источник технического косяка в сабе. Возможности ASS формата позволяют, например, добавлять в саб графику, рисовать векторные формы и рисунки (Пример: Векторный рисунок на основе эскиза).
 

Крутой тайпсет

Крутой тайпсетКрутой тайпсетКрутой тайпсетКрутой тайпсет

Исходный код (авторская работа) показать

Широкий спектр возможностей формата сделал его неоспоримым лидером в нашей среде. Достаточно опытный оформитель может с ходу увидеть как лучше обыграть эффект в исходном видео в надписи, как перенести её на экран наиболее удачно.

« »